1 В тот же день Иисус, выйдя из дома, сидел у озера. |
1 Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. |
2 Вокруг Него собрались большие толпы, так что Он вынужден был сесть в лодку, а весь народ стоял на берегу. |
2 И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу. |
3 И Он о многом говорил им в притчах. - Сеятель вышел сеять, - говорил Он. - |
3 И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять; |
4 Когда он разбрасывал семена, некоторые из них упали у дороги. Прилетели птицы и склевали их. |
4 и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; |
5 Другие упали в каменистые места, где было мало плодородной почвы. Они быстро проросли, потому что почва была неглубокой. |
5 иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. |
6 Но когда взошло солнце, оно опалило ростки, и те засохли, так как у них не было глубоких корней. |
6 Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; |
7 Другие семена попали в терновник, который разросся так, что заглушил ростки. |
7 иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; |
8 Семена же, которые упали на хорошую почву, принесли урожай, одни во сто, другие в шестьдесят, третьи в тридцать раз больше того, что было посеяно. |
8 иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. |
9 У кого есть уши, пусть слышит. |
9 Кто имеет уши слышать, да слышит! |
10 Тогда ученики подошли и спросили Иисуса: - Почему Ты говоришь с людьми притчами? |
10 И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? |
11 Иисус ответил: - Вам дано знать тайны Небесного Царства, а им не дано. |
11 Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, |
12 Потому что у кого есть, тому будет дано еще, и у него будет в изобилии; а у кого нет, будет отнято и то, что он имеет. |
12 ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; |
13 Я говорю им притчами, потому что они, смотря, не видят, слушая, не слышат и не понимают. |
13 потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; |
14 В них исполняется пророчество Исаии: «Вы будете слушать и слушать, но не поймете, будете смотреть и смотреть, но не увидите. |
14 и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите--и не уразумеете, и глазами смотреть будете--и не увидите, |
15 Сердце этого народа ожесточилось, они с трудом слышат ушами и глаза свои они закрыли, чтобы не увидеть глазами, не услышать ушами, не понять сердцем и не обратиться, чтобы Я исцелил их». |
15 ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. |
16 Блаженны ваши глаза, потому что они видят, и ваши уши, потому что они слышат. |
16 Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, |
17 Говорю вам истину: много пророков и праведников жаждали увидеть то, что вы видите, но не увидели, желали услышать то, что вы слышите, но не услышали. |
17 ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. |
18 Так послушайте, что значит притча о сеятеле. |
18 Вы же выслушайте [значение] притчи о сеятеле: |
19 Когда кто-то слышит весть о Царстве и не понимает ее, приходит дьявол и крадет то, что было посеяно в сердце. Это - семя, упавшее у дороги. |
19 ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его--вот кого означает посеянное при дороге. |
20 Семя, упавшее на каменистую почву, - это о человеке, который слышит слово и сразу же с радостью принимает его, |
20 А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; |
21 но у него нет корня, и поэтому его хватает лишь на короткое время, и когда наступают трудности и гонения за слово, он сразу же отступается. |
21 но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. |
22 Семя, посеянное среди терновника, - это о человеке, который слышит слово, но повседневные заботы и обольщение богатством заглушают слово, и семя остается бесплодным. |
22 А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. |
23 Семя же, посеянное в хорошую почву, - это о человеке, который слышит слово и понимает его. Такой человек приносит плод, кто во сто, кто в шестьдесят, кто в тридцать раз больше посеянного. |
23 Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать. |
24 Иисус рассказал им другую притчу: - Царство Небесное можно сравнить с человеком, засеявшим свое поле хорошими семенами. |
24 Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; |
25 И вот, когда все спали, пришел его враг, посеял среди пшеницы сорняки и ушел. |
25 когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; |
26 Когда пшеница взошла и появились колосья, то стали заметны и сорняки. |
26 когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы. |
27 Слуги пришли к хозяину и говорят: «Господин, ты же сеял на поле хорошие семена, откуда же появились сорняки?» |
27 Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы? |
28 «Это сделал враг», - ответил хозяин. Тогда слуги спрашивают: «Может нам пойти и выполоть их?» |
28 Он же сказал им: враг человека сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? |
29 «Нет, - ответил хозяин, - когда вы будете вырывать сорняки, вы можете нечаянно выдернуть и пшеницу. |
29 Но он сказал: нет, --чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, |
30 Пусть и то и другое растет до жатвы. А во время жатвы я велю жнецам собрать вначале сорняки, связать их в пучки и сжечь, а затем собрать пшеницу в мое хранилище». |
30 оставьте расти вместе то и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою. |
31 Рассказал Он им еще одну притчу: - Царство Небесное можно сравнить с горчичным зерном, которое человек взял и посеял в поле. |
31 Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, |
32 Хотя горчичное зерно и самое маленькое из всех семян, но когда оно вырастает, то становится больше огородных растений и превращается в настоящее дерево, так что даже птицы небесные прилетают и вьют гнезда в его ветвях. |
32 которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его. |
33 Иисус рассказал им еще одну притчу: - Царство Небесное как закваска, которую женщина смешала с тремя мерами муки, чтобы вскисло все тесто. |
33 Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло все. |
34 Все это Иисус говорил народу в притчах и ничего не объяснял без притч, |
34 Все сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, |
35 чтобы исполнилось сказанное через пророка: «Открою уста свои в притчах, произнесу гадания, скрытые от создания мира». |
35 да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира. |
36 Потом Иисус отпустил народ и вошел в дом. Его ученики подошли к Нему и попросили: - Объясни нам притчу о сорняках в поле. |
36 Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле. |
37 Иисус в ответ сказал: - Сеющий хорошие семена - это Сын Человеческий. |
37 Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; |
38 Поле - это мир, а хорошие семена - это дети Царства. Сорняки - это дети злого. |
38 поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы--сыны лукавого; |
39 Враг, посеявший их, - это дьявол. Жатва - это конец мира, и жнецы - это ангелы. |
39 враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы. |
40 Как сорняки вырывают и сжигают в огне, так будет и в конце мира. |
40 Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: |
41 Сын Человеческий пошлет Своих ангелов, и они удалят от сорняков все Его Царство, все, что ведет к греху, и всех, делающих злое. |
41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, |
42 Их бросят в огненную печь, где будет плач и скрежет зубов. |
42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; |
43 А праведники тогда будут сиять, как солнце, в Царстве их Отца. У кого есть уши, пусть слышит. |
43 тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит! |
44 Царство Небесное можно сравнить со спрятанным в поле. Когда человек находит клад, он прячет его и, радостный, идет и продает все, что имеет, для того, чтобы купить это поле. |
44 Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает все, что имеет, и покупает поле то. |
45 Еще Царство Небесное подобно купцу, который ищет прекрасный жемчуг. |
45 Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, |
46 Найдя драгоценную жемчужину, он продает все, что имеет, ради того, чтобы купить ее одну. |
46 который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее. |
47 Еще Царство Небесное подобно сети, опущенной в озеро, в которую попало много разной рыбы. |
47 Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, |
48 Когда сеть наполнилась, рыбаки вытащили ее на берег. Потом они сели и отобрали хорошую рыбу в корзины, а плохую выбросили. |
48 который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. |
49 Так будет и в конце мира. Придут ангелы, заберут злых из среды праведных |
49 Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, |
50 и бросят их в пылающую печь, где будет плач и скрежет зубов. |
50 и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов. |
51 - Вы поняли все это? - спросил Иисус. -Да, - ответили ученики. |
51 И спросил их Иисус: поняли ли вы все это? Они говорят Ему: так, Господи! |
52 Тогда Иисус сказал им: - Так вот, каждый учитель Закона, усвоивший весть о Небесном Царстве, похож на хозяина дома, который выносит из своих кладовых и новое, и старое. |
52 Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое. |
53 Когда Иисус закончил рассказывать эти притчи, Он ушел оттуда. |
53 И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда. |
54 Он пришел в Свой родной город и начал учить людей в синагоге. Все удивлялись: - Откуда у Этого Человека такая мудрость и такая сила? |
54 И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? |
55 Разве Он не сын плотника? Не Марией ли зовут Его мать, и разве Он не брат Иакова, Иосифа, Симона и Иуды? |
55 не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? |
56 Разве не среди нас живут все Его сестры? Откуда же у Него все это? |
56 и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? |
57 И они отвергли Его. Иисус же сказал им: - Не бывает пророк без чести, разве только в городе своем и в своем доме. |
57 И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем. |
58 И Он не совершил там многих чудес из-за неверия этих людей. |
58 И не совершил там многих чудес по неверию их. |